вернуться в библиотеку

   Путь к ясному сознанию

   ПРЕДИСЛОВИЕ

   Мое имя - Бодхи.

   В этой книге я изложил свою "Практику Прямого Пути". Она предельно адаптирована к жизни современного человека и предельно детализирована, поскольку моей целью является не приведение читателя в некий эмоциональный восторг, после которого последует эмоциональный спад, и все вернется на круги своя. Моей целью является конкретное указание на прямой путь к просветлению.

   Мне кажется, что то, что я напишу здесь - не впустую, что это когда-нибудь коснется чьей-то души и заденет ее непоправимо. Что кто-то прочтет это и "узнает" то, чем он просто не может не жить.

   Что конкретно делать? Как делать? Как преодолевать те мелкие, но зачастую становящиеся камнем преткновения препятствия? Наиболее часто встречающиеся затруднения также рассмотрены и разъяснены в этой книге.

   Не только где-то в гималайских горах под водительством мудрого учителя можно двигаться к ясному сознанию, а прямо здесь и сейчас можно стать существом просветленным и двигаться дальше в бесконечном путешествии сознания.

   Можно быть в высшей степени омраченным существом - ненавидеть, ревновать, завидовать, желать смерти кому-то, быть нетерпимым, быть похотливым, алчным - любым! Любым можно быть и все-таки можно, можно найти выход и из этой ямы. Главное - иметь хоть какой-то проблеск света изнутри. Главное - испытывать стремление к просветлению, к истине, к ясности, к любви, и потребность воплотить это стремление в практические шаги.

   В этой книге я предлагаю подход, который основан на наличии этого стремления, а в качестве средства следования своему стремлению я предлагаю использовать тот инструмент, который выработан в нас той культурой, в которой мы сейчас живем - железобетонную иллюзию "я". С одной стороны, такая иллюзия становится серьезным препятствием. С другой стороны, раз уж мы все тут оказались в таком положении, то к нему нужно отнестись со спокойным конструктивизмом. Неважно - почему так получилось. Важно понять - что нам теперь делать, и найти способ начать это делать. Я не имею верительных грамот, подтверждающих мои полномочия предлагать тот путь, который я предлагаю, и действую лишь на основании естественного чувства истины и сострадания. Я предлагаю путь, который за основу берет именно это гипертрофированное чувство "я", и мы клином вышибаем клин. Западный человек в известном смысле уже подвижник: ради машины и квартиры и стремления "быть как все приличные люди" он готов заложить всю свою жизнь, он подавляет в себе все живое ради искусственных целей. Десятки лет мы можем ради приличий поддерживать существование нашего брака, а ради красивой машины и квартиры десятки лет ходить в свой офис. Таким образом, современный западный человек обладает способностью преодолевать. Он - аскет. Его аскетизм уродлив, но способность преодолевать можно повернуть в нужном направлении - в направлении поиска истины. Слепой человек начинает лучше слышать, но раз уж он слеп, и раз в связи с этим его слух обострился - так почему же теперь не применить этот слух к поиску выхода из тупика? Современный человек - уже подвижник, только цель своего подвижничества понята им неправильно.

   Мы - в тупике своей иллюзии существования "я", и именно силу этой иллюзии я предлагаю направить на свое освобождение, потому что других сил у современного человека, увы, уже почти нет. Мой путь состоит в преодолении "себя" и в устранении всех препятствий с помощью грубой силы. Можно десятки лет исследовать негативные эмоции, а можно попросту взять и прекратить их. И так же можно рассеять механические концепции, а затем - механические желания. Это очень непросто, и примитивным усилием здесь ничего не добиться. Но как мне кажется, мне удалось найти именно ту грань, пройдя по которой мы сможем достичь результата. Свой метод я проверил на себе, я прошел полностью описываемый мною путь и иду дальше. Я тщательно исследовал все встретившиеся мне затруднения. Я исследовал препятствия, возникающие на пути тех, кто решился последовать вслед за мной по этому пути. Я нисколько не старался как-то отличаться от других людей, и по возможности не препятствовал своим омрачениям, исследуя способы освобождения от них в условиях нахождения в них. В этом была сама суть моей теперешней практики: стать как все, и найти специфический путь, пригодный для этого времени и этого типа культуры.

   Зачем я все это пишу? Я знаю, что иногда можно просто прикоснуться к чему-то, и несмотря на то, что это будет недоступным и неизвестным в данный момент, тем не менее можно испытать особое чувство "узнавания", когда словно прикасаешься к тому, что давно хотел сам себе сказать, во что хотел поверить, в чем чувствуется напряженная истина, в чем чувствуется какая-то фундаментальная правда, и тогда легче совершить какое-то внутреннее усилие и внутри что-то открывается. Давление мира, окружающего нас, подчас слишком велико, и мы порой можем просто перестать верить в то, что можно жить иначе, чувствовать иначе, что жизнь вообще может быть какой-то другой, настоящей. Я пишу для того, чтобы кто-то прочел и понял - есть возможность такой жизни, это возможно, это осуществимо, так живет этот человек - самый обычный человек, с двумя руками, двумя ногами и одной головой, стало быть - это возможно для каждого, кто искренне стремится к тому же. Эта книга - выражение радостного и деятельного сострадания к тем, кому важно увидеть перед собой хоть один настоящий, живой пример того - как можно жить иначе, нежели везде вокруг. Я не стесняюсь показать на себя пальцем и сказать - смотри - я живу иначе - я живу вот так - и ты можешь так же, и перед тобой все это открыто - плюнь на все, что тебе внушали, что ты слаб, что ты глуп, что ты неправ, греховен и т.п., что ты должен делать то-то и то-то, плюнь на все страхи, и перед тобой и в тебе откроется весь мир.

   Я хочу, чтобы вы поняли: перед вами - практическое руководство, а не философское исследование. Книга эта предназначена для того, чтобы осуществить практику, ведущую к просветлению. Я надеюсь, что когда-нибудь созреют благоприятные условия для того, чтобы такая практика распространилась в нашей культуре. Я надеюсь, что со временем появятся еще люди, которые будут являться живыми носителями ясного сознания и опыта данной практики, и они смогут в прямом контакте осуществлять помощь другим стремящимся.

   Моя книга предназначена всем тем, кто согласен со мной в следующем: какой бы путь ты для себя ни выбрал, в любом случае освобождение от тяжелейших омрачений - негативных эмоций, механических концепций, механических желаний - в любом случае для тебя это будет полезным и поспособствует твоему продвижению по выбранному тобой пути.

   Конечно, в этой книге я могу описать лишь первые шаги того, что я называю практикой прямого пути. То, что следует далее - я не буду здесь описывать. Делаю я это с целью избежать профанации. Все мы знаем - сколь огромное число людей рапортует о том, что они стоят на "пути воина" - это те, кто начитался Кастанеды. Сколько других людей стоят на пути таком-то и таком-то - не счесть. И тем не менее они в 99% случаев остаются теми же, какими они и были - ничто не меняется в их жизни. Жонглирование словами не заменяет практики.

   Дальнейшие инструкции я буду передавать лично, или это будут делать те, чей опыт и чью возможность давать советы будут подтверждены мною. Впрочем, это имеет значение только для тех, кто испытывает доверие лично ко мне. Остальные могут руководствоваться любой информацией, хоть из газет.

   На моем сайте в Интернет www.bodhi.ru эта книга размещена и время от времени пополняется в реальном режиме времени.

   РЕЗЮМЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА. ПРАКТИКИ ПРЯМОГО ПУТИ (ППП).

   I. Определение терминов.

   1.1) Восприятия, проявляющиеся в том месте, которое мы называем "человек", удобно разделить на три класса: "омраченные личностные восприятия" (ОЛВ), "озаренные (просветленные) личностные восприятия" (ПЛВ) и "Высшие Переживания" (далее - просто "Переживания".

   1.2) Восприятия из каждого класса делятся на 5 групп:

   а) ОЛВ - это омраченные эмоции (негативные и позитивные), омраченные мысли (опирающиеся на логику и догматические), омраченные желания, омраченные ощущения, омраченное различающее сознание.

   б) ПЛВ - это озаренные эмоции, озаренные мысли, озаренные желания, озаренные ощущения, озаренное различающее сознание.

   в) "Переживания" - это Блаженство, Ясность, Устремленность, Пустота, Единство. Так как словом "Переживание" часто обозначают самые разные восприятия, то я буду его писать с большой буквы для напоминания о том, что это совершенно особый вид восприятий.

   1.3) Есть два способа проявления восприятий: мы условно называем их "бодрствование" и "сновидение". Сновидение не является негативным состоянием. И во сне и наяву могут проявляться все три класса восприятий.

   1.4) Термином "просветленное состояние" я буду обозначать такое состояние, когда проявлены только озаренные личные качества и/или переживания.

   1.5) Омраченные эмоции бывают двух видов - "негативные" и "позитивные". Негативные делятся на два типа: "разрывающие" и "сдавливающие". Разрывающие - это ненависть, раздражение, гнев, ревность, злость, агрессия, недовольство, негодование, обида, бешенство, презрение, отвращение, антипатия и др. Сдавливающие - это жалость к себе, жалость к другому, апатия, скука, тоска, горе, уныние, ностальгия, серость, тревожность, неудобство, смятение, ужас, озабоченность, стыд, грусть, разочарование, леность, опасение, беспокойство и др. Позитивные эмоции - это довольство обладания всех видов, довольство достижения всех видов, гордость, злорадство и др.

   1.6) Омраченные мысли подразделяются на два типа - опирающиеся на логику и догматические. Опирающиеся на логику мысли появляются в результате рассуждений (в рамках любой логики). Догматические мысли появляются потому, что ты выбрал их считать верными под влиянием силы, авторитета, простой привычки, страха, обычаев и т.п.. Устойчивые комплексы омраченных мыслей мы называем "концепциями". Концепции удобно разделить на несколько классов: "предпочтения", "ожидания", "цели", "оценки", "бытовые концепции", "нравственность", "абстрактные концепции" и др.

   1.7) Омраченные желания проявляются или по привычке, или как следствие проявления других омраченных качеств. В результате их реализации мы испытываем негативные эмоции, напряжение, тяжесть и т.п.

   1.8) Ощущения - это тот класс восприятий, совокупность которых мы называем "физическим телом". Омраченные ощущения - усталость, слабость, вялость, тяжесть, инертность, дискомфорт, болезнь и др.

   1.9) Омраченное различающее осознание - это различение, проявляющееся по привычке. Я приведу два примера автоматического, омраченного различающего осознания. Мы привыкли различать "стул" и "пол" как два разных объекта, и никогда не отдаем себе отчета в том, что можем назвать это "стулопол", и это будет не менее верным. Ручку можно разделить на стержень, пружинку и т.д., но мы по прежнему будем видеть все ту же ручку "в разобранном виде".

   1.10) Озаренные ощущения - свежесть, энергичность, мышечная радость, наполненность приятной вибрацией и т.д.. а также те ощущения, которые я называю "физическими Переживаниями". Они появляются в результате проявления Переживаний, и о них речь пойдет позже.

   1.11) Озаренное различающее осознание полностью свободно от привычек и может как проявляться свободно, так и не проявляться вовсе.

   1.12) Озаренные эмоции - это нежность всех видов, предвосхищение, восхищение, беспричинная радость, легкая экзальтация, восхищение, приязнь, переживание красоты, симпатия всех видов и др.

   1.13) Озаренные мысли - это мысли, не обусловленные ни привычкой, ни логикой. Они проявляются спонтанно и обладают особым "вкусом" истинности. Можно сказать, что озаренные мысли "нравятся", они кажутся наполненными значением особой глубины.

   1.14) Озаренные желания возникают спонтанно. У них может быть видимая причина, а может и не быть.

   1.15) Обычный человек в наше время испытывает только ОЛВ, очень редко он испытывает ПЛВ в слабо проявленном виде, почти никогда не испытывает ПЛВ в чистом виде, и никогда не испытывает Переживаний.

   1.16) Все восприятия из одного класса "поддерживают" друг друга, то есть за проявлением восприятия из одного класса следует восприятие из того же класса. За омраченными мыслями следуют омраченные эмоции и так далее. В свою очередь ПЛВ также сопутствуют друг другу, и проявление озаренной эмоции создает благоприятный фон для проявления озаренной мысли и т.п. То же и с Переживаниями.

   1.17) ОЛВ абсолютно несовместимы ни с Переживаниями, ни с ПЛВ, так что если сейчас проявлено ОЛВ, то в этот же момент не может проявляться ни ПЛВ, ни Переживание.

   1.18) ПЛВ полностью совместимы с Переживаниями! Это означает, что просветленный человек не становится оторванным от жизни других людей - в нем могут проявляться озаренные эмоции, озаренные мысли и озаренные желания.

   1.19) Взаимная "поддержка" восприятий дает нам критерий для определения "видовой" принадлежности восприятия. Если в результате какого-то восприятия проявление Переживаний или ПЛВ остается неизменно ярким, чистым или даже усиливается, то это восприятие нужно отнести к классу этих двух. В противном случае его надо отнести к классу ОЛВ.

   1.20) Часто полагают, что желания, мысли и эмоции несовместимы с просветлением. Я же на основании своего опыта утверждаю - это неверно. Это верно, только если имеются в виду омраченные восприятия. Обычный человек испытывает почти исключительно ОЛВ, и для него просто может быть непонятно - что же это такое "озаренные восприятия", и свои омраченные восприятия он может принимать за озаренные - такой самообман возможен, но все равно я считаю неверным говорить о несовместности личных восприятий с просветлением, ведь в этом случае формируется ложный образ просветленного человека как человека отупевшего, потерявшего всякую чувствительность, оторванного от реальности, ушедшего от остальных людей в какие-то призрачные области измененного сознания (что-то вроде сильного наркотического отравления), и в результате возникает отвращение к самой идее просветления.

   II. Определение практики прямого пути (ППП).

   2.1) Если в человеке возникают отзвуки ПЛВ, то в нем проявляются в том числе и два особых озаренных желания - желание испытывать ПЛВ чаще и сильнее; и желание испытывать ОЛВ реже и слабее. Назовем совокупность этих двух желаний "желанием просветления".

   2.2) Под влиянием желания просветления иногда совершаются какие-то действия, направленные на достижение просветления. В зависимости от своих предпочтений человек выбирает тот или иной способ действий (практику).

   2.3) ППП - один из путей, ведущих к просветлению. Отличается тем, что ведет к начальной стадии просветления (т.е. к полному устранению всех негативных эмоций и концепций и началу проявлений Переживаний) очень быстро - за несколько лет (иногда за год-два) упорной практики.

   2.4) ППП основана на загадочном умении человека учиться испытывать определенные восприятия. Я поднимаю руку, и этот "простой" акт - проявление этой способности. Ведь я не знаю - КАК я это делаю. Даже тот, кто умеет управлять отдельной мышцей, и он не знает, как он это делает. Он может лишь сказать, что сначала было желание сократить мышцу, а затем было ощущение "сокращающаяся мышца". Мы все научились "впрыгивать" в состояние "испытывать эмоцию", "поднять руку", "подумать" и т.д., только обучение было стихийным. Теперь можно использовать это искусство для достижения просветления самым коротким путем.

   III. Описание начального этапа практики прямого пути (ППП).

   Работа по полному устранению негативных эмоций (НЭ).

   3.1) Сначала достигается полная свобода от НЭ. Идет длинным путем тот, кто пытается достичь этого с помощью посторонних средств, например, с помощью мышления. Испытав НЭ, я могу начать думать, что для этой НЭ нет оснований, что это "нехорошо" и т.д., и в результате НЭ постепенно будет слабеть, но все это время НЭ проявлялась и отравляла меня и порождала другие ОЛВ. Так освободиться от НЭ почти невозможно - крайне сложно и долго.

   3.2) Есть прямой путь к абсолютной свободе от НЭ - применение прямого усилия по устранению НЭ. Точно так же, как ты научился оказываться в состоянии "возникла НЭ", ты можешь научиться оказываться в состоянии "нет НЭ". Упорной практикой ты можешь быстро создать эту привычку - привычки мгновенно оказываться в состоянии "НЭ нет".

   Если в момент, когда возникла НЭ, тебя хлестко ударить по лицу, то ты немедленно "выпрыгнешь" из той НЭ, и "впрыгнешь" в другую НЭ, либо в изумление и т.д.. Это очень просто, т.к. у тебя уже сформирована привычка "впрыгивать" в определенное состояние в такой ситуации. Мы умеем это делать, но теперь надо задать правильное направление этому умению.

   3.3) Очень важно отличать устранение НЭ от подавления НЭ. Подавление - это торможение внешних проявлений НЭ, при этом ты продолжаешь испытывать эту или другую НЭ. После устранения НЭ ты совершенно не чувствуешь НЭ - ее просто больше нет.

   3.4) Есть простой критерий для отличия подавления от устранения. После подавления возникают другие НЭ, тяжесть, напряжение и т.д. После устранения ты испытываешь хотя бы на краткое время особое состояние "тихой светлой радости", чувство освобождения, иногда желание рассмеяться или просто замереть в светлой тишине. Нет ни напряжений, ни сдавленных эмоций.

   3.5) Два основных метода устранения НЭ: устранение по одиночке и тотальное устранение.3.6) Устранение по одиночке начинаем, составляя список НЭ, которые когда-либо чувствуем, и сортируя их на типы в зависимости от различий в проявлении. Удобно разделить НЭ на 4 типа:

   а) негативные эмоции - НЭ (ревность, раздражение, агрессия…) - проявляются резким всплеском, яркие, сильные, длятся сравнительно недолго,

   б) негативный эмоциональный фон - НЭФ (жалость к себе, тревожность, грусть…) - имеет невысокую силу, проявляется долго,

   в) негативные энергетические состояния - НЭС (леность, серость, апатия…) - очень низкая интенсивность, длятся очень долго, покрывая жизнь сплошной пеленой,

   г) негативные отношения - НО (недовольство, неодобрение, брезгливость…) - низкая интенсивность, длятся недолго, очень часто возникают. Далее все 4 вида я буду называть "НЭ".

   После составления списка начинаем работу с конкретной НЭ. Легче всего начать с НЭ ярких, ясно проявляющихся. Ты непрерывно наблюдаешь - нет ли прямо сейчас данной НЭ в чистом или смешанном виде. Как только она возникает, ты немедленно устраняешь ее, "впрыгиваешь" в свободу от нее, тщательно отслеживая, чтобы сразу же возникала "тихая светлая радость", что и будет критерием правильного усилия.

   3.7) Прилагай постоянные усилия, следи ежесекундно - нет ли сейчас данной НЭ. День за днем сотни раз устраняй даже призрачную тень данной НЭ, и тогда твоя способность к обучению "впрыгивать в нужное состояние" сработает, как она срабатывала во всех остальных случаях, когда ты чему-то учился. И со временем ты достигнешь способности немедленно устранять эту НЭ и оказываться в состоянии тихой светлой радости.

   3.8) Так как НЭ покрывают нашу жизнь плотным слоем, то сразу вслед за устранением одной НЭ будут возникать следующие, и момент тихой светлой радости будет поначалу очень кратким.

   3.9) Доведя устранение одной НЭ до совершенства, ты берешься за следующую. Устранять их будет все легче и легче - будет лучше чувствоваться усилие устранения, будет расти опыт переживания тихой радости, привычка устранять НЭ при их возникновении будет укрепляться.

   3.10) Тотальное устранение НЭ - это устранение всех возникающих НЭ подряд.

   3.11) По мере устранения НЭ становится ясно видно - каким плотным слоем они на тебе лежат. Те НЭ, которые ты видел сначала, - это лишь верхний слой, а под ним обнаруживаются все новые и новые. Будь настойчив в своей практике, и ты обязательно научишься устранять все НЭ.

   3.12) Определим три типа устранения: 1) слабое - проходит несколько секунд и более с момента возникновения НЭ до полного "выпрыгивания" из него и переживания тихой радости, 2) среднее - проходит 2-5 секунд, 3) безупречное - проходит менее 1 секунды.

   3.13) Когда достигнуто безупречное устранение, ПЛВ и отзвуки Переживаний начинают возникать.

   3.14) Те НЭ, которые безупречно устраняются, со временем перестают возникать, и наступает стадия полного устранения этих НЭ. Процесс идет стремительно по нарастающей, и все больше НЭ оказываются полностью устранены, а возникающие ПЛВ и Переживания довершают работу.

   3.15) Со временем ты начинаешь устранять НЭ даже во сне, так что твои сновидения также освобождаются от НЭ.

   3.16) После того, как мы совершаем успехи в устранении НЭ, становится ясно, что почва, питающая НЭ - это омраченные мысли. Поэтому параллельно с устранением НЭ надо устранять свои ложные концепции. Разбирать и устранять ложные концепции, будучи вовлеченным в НЭ, почти невозможно, или это занимает безумно долгое время, потому что НЭ немедленно "покрывают", затемняют рассудок, вызывают нежелание заниматься практикой и т.д.

   Практика исследования и рассеивания концепций и внутреннего диалога (ВД).

   3.17) Иногда предлагают сразу начинать прекращать ВД (т.н. успокоение ума). Я считаю это ошибкой, потому что прекратить ВД в то время, когда ты еще покрыт пеленой НЭ, почти невозможно, или это займет очень много времени. Поэтому нужно добиваться безупречного устранения НЭ, потом провести работу с концепциями, и уже потом устранять механический ВД.

   3.18) Мы выявляем мнения, которые у нас есть, и проводим их тщательный анализ, отталкиваясь только от своих восприятий и опираясь на логику, не принимая ничего на веру. В результате беспристрастных рассуждений мы освобождаемся от омраченных догматических концепций. Более утонченный анализ показывает, что логически обоснованные концепции только кажутся обоснованными в сравнении с догматическими концепциями, которые вообще никакой логикой не подкреплены, и так мы освобождаемся и от концепций, кажущихся логически обоснованными.

   3.19) С каждой разобранной и рассеянной концепцией процесс идет дальше все быстрее и привычнее.

   3.20) После этого нужно приступать к устранению механического ВД. На твердом основании относительной свободы от ОЛВ эта работа проводится сравнительно легко и быстро.

   Практика устранения омраченных желаний.

   3.21) Многие омраченные желания сильно ослабнут или вовсе прекратят возникать, когда будет достигнуто безупречное устранение НЭ и будут рассеиваться концепции. Но некоторые будут по-прежнему сильны, и нам надо будет их устранить. Омраченные желания удобно разбить на два класса: а) очевидно ложные и б) требующие исследования.

   3.22) Очевидно ложные желания возникают несмотря на то, что есть желание не испытывать их, так как они вызывают страдания, неудобства. Например, мне приятно чувство легкого голода, а чрезмерная сытость неприятна, поэтому желание объесться - очевидно ложное. Такие желания необходимо устранять тем же усилием, выработанным при устранении НЭ.

   3.23) Все остальные желания необходимо исследовать - т.е. спрашивать себя - "почему я этого хочу"? Если одной из причин возникновения желания является концепция, то ее надо исследовать.

   3.24) В отношении омраченных желаний второго типа лучше всего занять позицию умеренной реализации. Если я обнаруживаю, что некое желание концептуально обусловлено, то, если оно все ещё проявляется, я могу его реализовывать до тех пор, пока оно не перейдет в класс очевидно ложных, или пока оно не расслоится на желание очевидно ложное и желание озаренное.

   Проявление Переживаний

   3.25) Практика устранения ОЛВ неизбежно приводит к тому, что свет Переживаний и ПЛВ начнет пробиваться, и в тот миг, когда не будет проявлено ни одно омрачение, немедленно проявится Переживание или ПЛВ, которые подготавливают почву для Переживаний.

   3.26) Описать Переживания крайне сложно. Это просветленные состояния, и тот, кто ни разу их не испытывал, не сможет даже отдаленно себе их представить несмотря ни на какие описания. Поэтому я дам здесь лишь самое общее их описание.

   3.27) Блаженство проявляется, когда мы полностью устранили все НЭ. Это переживание сильнейшей экзальтации, невероятно интенсивного и глубокого экстатического блаженства, в котором слились воедино излучающая любовь, радостное сострадание, глубочайшее чувство красоты предельного совершенства, беспричинное счастье и др.

   3.28) Устремленность проявляется, когда устранены омраченные желания. Это переживание сильнейшего экстатического влечения к свободе, творческого экстаза, беспредельной силы, сияющего предвосхищения, вечной весны, первобытной свежести ежесекундного творения и др.

   3.29) Ясность возникает, когда устранены ложные концепции и механический внутренний диалог. Это переживание предельной ясности, прямого постижения, безграничной мудрости и др.

   3.30) Эти три Переживания - Блаженство, Ясность, Устремленность - проявляются в первую очередь и влекут за собой активное пробуждение ПЛВ и остальных двух Переживаний - Пустоты и Единства.

   3.31) Пустота возникает как переживание безграничного пространства - не как пространство "вокруг тебя", и не как пространство "в тебе", а "ты сам" и есть это безграничное пространство. Это переживание золотистого сияния в небесно-голубой беспредельности, особой "твердости", "опоры-не-опоры", извечного существования, неуничтожимости, не-существования. Пустота сопровождается особыми "озаренными физическими ощущениями". То, что мы называем "физическим телом" - трансформируется, приобретает невероятные качества.

   3.32) Единство возникает, когда прекращено механическое различающее сознание, а также под влиянием "притяжения" других Переживаний. Это переживание отсутствия всяческих границ, невыразимого единого "вкуса" во всем, полного прекращения "я" и "ты". Мельчайшее дрожание травинки отзывается во всей вселенной, которая и есть "ты", поскольку нет более ни "тебя" ни "не-тебя", ни "того" и "этого".

   3.33) Когда проявлены все 5 фундаментальных Переживаний, они сливаются в одно невыразимое никакими словами Переживание, которое мне удобно называть словом "самадхи". (Это, конечно, не тот термин "самадхи", который используется в тибетской философии). Именно с этого момента и начинается настоящее Путешествие Сознания.

   IY Заключение

   Сейчас перед тобой предельно краткое изложение практики прямого пути. Полный текст моей книги "Путь к Ясному сознанию", описывающий эту практику со множеством детальных инструкций, занимает 500 страниц. Сборник статей, написанный другими практикующими и описывающих те или иные детали в практике, на данный момент составляет объем еще в 300 страниц. Так что имеющегося материала вполне достаточно для того, чтобы начать практику и успешно осуществить ее. Полный текст книги и сборника статей на данный момент существует только на русском языке и размещен на моем сайте в Интернет www.bodhi.ru Текст данного краткого описания на английском языке доступен на том же сайте.

   ДАЛЕЕ

Используются технологии uCoz