вернуться в библиотеку

   Археология сна

   Поздний вечер. Вы уже поужинали, посмотрели любимые телепередачи. Глаза слипаются, одолевает зевота, пора и на боковую. Вы чистите зубы, раздеваетесь, забираетесь под одеяло, в мягкую постель. Можно еще прочесть на сон грядущий страницу-другую, но вскоре усталость берет свое, и вы проваливаетесь в сон. Вдруг раздается пронзительный звон будильника, в окно уже заглядывает солнце. Вы стряхиваете остатки сна и с трудом припоминаете виденные ночью сны. Прохладная вода помогает бодро встретить новый день, а чашка кофе окончательно приводит вас в чувство.

   Вы думаете, это повседневная картинка для всех людей на Земле? Оказывается, в разных цивилизациях люди спят по-разному и неодинаково относятся ко сну. И большинство населения нашей планеты спит не так, как привыкли спать мы. Да и европейцы всего два века назад совсем иначе относились ко сну.

   Как ни странно, антропологи и этнографы только сейчас начинают изучать привычки, связанные со сном у разных народов.

Мягкая подушка - сравнительно новое изобретение. У многих народов издавна существовали жесткие подставки для головы, вырезанные из дерева или алебастра и употреблявшиеся во время сна. Часто такие подставки применялись для того, чтобы не смять во сне сложную прическу причем не только у женщин, но и у мужчин. На снимке - воин кочевого племени туркана (Кения) спит, укрывшись одеялом и устроив голову на подставке.

   Американская исследовательница Кэрол Уортман собрала сведения о сне у десяти народов, не связанных с европейской или западной культурой.

   Представители всех этих народов предпочитают спать большими группами, чтобы сквозь сон слышать дыхание соплеменников, вздохи домашнего скота, треск костра, дающего тепло. Только в таких условиях спящий чувствует себя в безопасности - он знает, что в случае нападения врагов или диких зверей кто-то обязательно поднимет тревогу. Заснуть в одиночку человеку из такого племени никак не возможно.

   Спят на звериных шкурах, циновках, на низких деревянных топчанах и просто на земле. Подушки или какие-либо изголовья встречаются редко. Спать обычно ложатся в своей дневной одежде. Практически никто, включая детей, не соблюдает какие-то определенные часы для сна, но режим сна и бодрствования диктуется сменой дня и ночи, света и тьмы. Никаких ярких источников света, которые позволяли бы растянуть рабочий день намного дольше светового, просто не существует. Люди, живущие в таких условиях, скорее жалуются на пересып, чем на недосып.

   Часто способ спать отражает различия между разными слоями общества. Так, в новогвинейском племени гебуси, которое занимается выращиванием плодов в небольших садах и охотой на диких свиней, женщины, девушки и дети спят на циновках в небольшом загончике общинного дома, напоминающего длинный барак. Мужчины и юноши спят в более просторном помещении того же дома, на деревянных топчанах. Женщины спят около 10 часов в сутки и засыпают как только стемнеет. Мужчины дольше остаются на ногах. Примерно раз в месяц устраивается "бал" - пляски и пиры на всю ночь, а потом все племя целый день отсыпается.

   Мужчины раз в одну-две недели проводят ночные шаманские радения. Аудитория, то впадающая в сон, то просыпающаяся, слушает в этом сумеречном состоянии сознания, когда мозг легко поддается внушению, разговоры "медиума" - шамана с духами из мира теней.

   Как и многие другие примитивные народы, гебуси опасаются злых духов, привидений и колдовства и особенно беззащитными чувствуют себя во время сна. Глубокий сон считается делом рискованным еще и потому, что душа слишком крепко спящего человека, тем более если он видит сны, может улететь чересчур далеко и не вернуться. Дремота большими группами позволяет, по мнению гебуси, уменьшить такой риск.

Деревянные "головные скамейки" (сверху вниз) с Новой Гвинеи, из Меланезии и Южной Африки.

   Если особенности сна разных народов изучены еще плохо, то о том, как спали люди в древности, практически ничего не известно. Историки говорят, что идея отвести для сна специальную комнату появилась впервые примерно 5500 лет назад в древнем Шумере. Но спальня была только в царском дворце, и спал в ней только сам властитель, а его жены, дети, гости, слуги и придворные располагались в разных закоулках дворца, кто где примостится. Царь спал на кровати, остальные - на кушетках, в креслах и просто на полу. А у египетских фараонов уже имелись спальни для жены и детей площадью поменьше, чем у самого фараона.

   Восстановить в какой-то мере условия сна наших предков попытался американский психиатр Томас Вер.

   В его опытах 15 добровольцев были на несколько недель лишены источников естественного и искусственного освещения с 6 часов вечера до 8 часов утра. В первые несколько ночей участники опыта проспали по 11 часов - видимо, наверстывая недосып, накопившийся в повседневной жизни. Но затем возникли сложности с засыпанием, и добровольцы лежали в темноте, перед тем как заснуть, один-два часа. Затем следовал сон продолжительностью три-пять часов, потом люди просыпались, как правило, после сновидения и около часа не спали, тихо лежа. После этого следовал утренний сон продолжительностью около четырех часов.

   Вер говорит, что многие млекопитающие тоже спят двумя порциями в сутки.

   Как предполагает Вер, сон в два приема - естественная норма для человека. И тот, кто просыпается каждую ночь один-два раза, а потом некоторое время не может заснуть, вовсе не должен обращаться к врачам или принимать снотворные.

   Американский историк Чарлз Панейти замечает в одной из своих книг, что треть истории человечества еще не написана - эта та треть наших жизней, которую мы проводим во сне. Его коллега Роджер Экирк попытался восполнить пробел, изучив документальные и литературные свидетельства о том, как спали европейцы 500-200 лет назад, задолго до появления ярких источников искусственного света. Экирк нашел несколько сотен указаний на то, что обитатели Европы спали тогда, как он выражается, "сегментированным сном", который и сейчас обычен на Новой Гвинее. И в деревнях и в городах каждый вечер европейцы впадали в "первый сон" - это называлось именно так. Через несколько часов, вскоре после полуночи, спящие просыпались и проводили один-два часа без сна, но в спокойном отдыхе. Иногда спящие в одной комнате тихо беседовали, обсуждали события дня или молились. Размышляли над увиденными снами или просто позволяли мыслям блуждать. Затем следовал второй, или утренний, сон. Так что, если вы просыпаетесь посреди ночи и какое-то время не можете заснуть, не паникуйте: это не бессонница, а нормальный сон. Не включайте свет, постарайтесь не думать о делах завтрашнего дня, не вспоминать о неприятностях вчерашнего - и вскоре вы спокойно заснете.

По материалам иностранной печати

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?08+0102+08102075+html

24.09.2001. (опубликована на сервере 24.09.2001)

Используются технологии uCoz