вернуться в библиотеку

   Тайны истории


ЗАГАДОЧНЫЙ СТАРЕЦ

    В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четыр1х верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик, t

    "Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр БМгословенный, правда ли это?" - спросил у умирающего купец С.Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем.

    "Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, - вздохнул старик. - Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто".

    ...За сороклетдо этого разговора генерал-адъютант Дибич отправил из Таганрога в Петербург, наследнику Константину Павловичу, рапорт "С сердечным прискорбием имею долг донести Вашему императорском) величеству, что Всевышнему угодно было прекратить дни августейшего нашего государя императора Александра Павловича сего ноября 19-1" дня, в 10 часов 50 минут пополуночи здесь, в городе Таганроге. Им<" честь представить при сем акт за подписанием находившихся при сем М ственном случае генерал-адъютантов и лейб-медиков".

    Тело умершего императора поместили в два гроба - деревя нныйп свинцовый - и отправили в Петербург. "Хоть тело и бальзамир' 'пано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты ииа п" койного совсем изменились... Поэтому думаю, что в С.-Петербург вскрывать гроб не нужно", - настоятельно рекомендовал П.М. Волконский организовавший перевозку траурного кортежа.

    "Чужое тело везут!" - эти слова сопровождали кортеж почти на всем протяжении пути. Слухи о том, что в гробу - не император, возникли немедленно после смерти Александра 1. Они неслись, обгоняя траурную процессию, множились, растекались по России, достигали самых глухих селений. В народе толковали о том, что "творится обман", что государь ]КИБ, а в гробу везут другое тело. Передавали известия, совершенно противоречивые.

    "...Государь жив, его продали в иностранную неволю". "...Государь жив, он уехал на легкой шлюпке в море". "...Когда император поехал в Таганрог, то за ним гнались всю дорогу многие господа с тем намерением, чтобы убить его. Двое и догнали его в одном местечке, но убить не осмелились".

    "...Государь убит в Таганроге верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами".

    "...У государева тела был некоторого села дьячок, смотрел, и при приезде его в село стали его спрашивать мужики, что видел ли он государя, а он ответил: "Никакого государя нет, это черта везли, а не государя".

    На подъезде к Москве эти слухи переросли в такую уверенность, что нашлись даже отчаянные головы, предлагавшие насильно вскрыть гроб. Московские власти пошли на беспрецедентные меры безопасности: пока гроб стоял в Архангельском соборе, ворота Кремля запирали в 9 часов вечера и у каждого входа стояли заряженные пушки. Всю ночь по городу ходили военные патрули.

    В Петербурге рекомендацию Волконского исполнили лишь отчасти: с покойным приватно простились члены императорской фамилии, а жителям столицы демонстрировать покойного императора не стали. 13 марта 1826 года тело Александра 1 было предано земле... Тело Александра?

    Известно, что император Александр 1 неоднократно выражал твердое намерение оставить престол. Чего стоит, например, такое заявление: "Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку".

    В чем же кроется причина желания императора "уйти в мир"? Напомним, что юный Александр взошел на престол в результате убийства масонами - теми самыми "верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами" - императора Павла 1. Сам Александр то^е был посвящен в заговор. Но когда До него дошла весть о смерти отца, он был потрясен.

    "Мне же обещали не посягать на его жизнь!" - с рыданиями ПОВТОРЯЛ он, и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он - отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами. Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во двор^ представляло собой жалкую картину: "Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплат ны... Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: "Они нее щ пользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не чнц что исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергаю его жизд опасности". Он пытался отказаться от престола. Тогда "верноподданад изверги" пообещали показать ему "рекой пролитую кровь всей царству" щей семьи"...

    Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упрек самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исходи - вс это тяжелым грузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизд

    С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от "бра тьев". Начатые было либеральные реформы постепенно были свернуть Александр все чаще находил утешение в религии - позднее либеральны; историки испуганно назвали это "увлечением мистикой", хотя релнгиоз ность никакого отношения к мистике не имеет и на самом деле мистике] является именно масонский оккультизм. В одной из частных бесед Але" сандр говорил: "Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земнш наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствщ тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здеу него мира". ^

    Долгое время Александр бессильно наблюдал, как в стране множатся масонские ложи, сознавая, что эта ядовитая зараза плодится его ("Х лущением. Но незадолго до событий 1825 года он издал рескрипт, запищавший все масонские ложи и тайные общества. Все их члены дол были принести клятву прекратить свою деятельность.

    Но оставалось главное: искупление. Искупление смертного гре) отцеубийства.

    1 сентября Александр выехал из Петербурга в Таганрог. Отъезд , состоялся, как пишет Г. Василич, "при совершенно исключительных обстоятельствах". В далекий путь император отправился один, без свиту. ночью. В пятом часу утра коляска Александра подъехала к АлександроНевской лавре. У входа его встретили митрополит Серафим, архимандр^ и братия. Император принял благословение митрополита и, сопровожу"- емый монахами, вошел в собор. Началась служба. Государь стоял перМ ракой с мощами святого князя Александра Невского. "Когда наступило время чтения Святого Евангелия, - пишет историк Н.К. Шильдер,.^ император, приблизившись к митрополиту, сказал: "Положите мне Евангелие на голову" - и с сими словами стал на колени под Евангелие".

    Повествуя о посещении императором лавры, иностранные историк" указывают, будто Александр, отправляясь вдорогу, служил... панихид Долгое время считалось, что это ошибка: не сведующие в прав лпШЯ обрядах иностранцы могли перепутать панихиду с молебном. О Х ко и<" следователь загадки Александра 1 Н. Васильев считает, что служи/ менЦ" панихиду. Наконец, сам факт, что Александр, часто уезжавший из Петербурга на продолжительное время и всегда перед отъездом служивший модебны в присутствии близких людей, на этот раз приехал в Лавру далеко за полночь, совсем один, и велел запереть за собой ворота - разве это не указывает на то, что в ту ночь в соборе происходило нечто необычное?

    Уезжая из лавры, Александр был в слезах. Обратившись к митрополиту и монахам, он сказал: "Помолитесь обо мне и жене моей". До самых ворот он ехал с непокрытой головой, часто оборачивался, кланялся и крестился, смотря на собор.

    В Таганроге император заболел: по одним данным - брЮшным тифом, по другим - малярией (даже болезнь его - загадка!). И... умер?

    В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чье-то "чужое тело". В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы:

    1. Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.

    2. Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.

    3. Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.

    4. Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвященных в тайну.

    5. Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том^ что "везут чужое тело".

    6. Анализ протокола вскрытия тела, сделанный по просьбе В. Барятинского крупнейшими медиками России. Они единодушно отрицают возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа.

    7. Поведение самого императора, начиная от его твердого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди - и те, несомненно, послами бы за священником!

    А в семье фельдъегеря Маскова, умершего 3 ноября 1825 года в Та- ^нроге, долго сохранялось предание о том, что их дед похоронен в собо- ре Петропавловской крепости вместо императора Александра 1...

    ...Осенью 1836 года к кузнице на окраине города Красноуфимск Пермской губернии подъехал верхом на лошади рослый плечисты и чело век, уже пожилой, одетый в простую крестьянскую одежду, и попроси подковать лошадь. В разговоре с кузнецом человек рассказал, что он еде; "мир, да добрых людей посмотреть", а зовут его Федором Кузьмичом.

    Местная полиция странника задержала, спросила паспорт. < )твет1 его полицию не удовлетворили: зовут Федор Кузьмич, паспорта нег, род ства не помнит, а странствует потому, что решил мир посмотреть, 3i бродяжничество страннику дали двадцать ударов плетьми и по этапу отправили на поселение в Сибирь.

    26 марта с партией ссыльных Федор Кузьмич прибыл в Боготольскую волость Томской губернии и был помещен на жительство на Крае нореченский винокуренный завод. Здесь он прожил около пяти лет, а; 1842 году переехал в Белоярскую станицу, а затем - в деревню Зерцалы Он построил себе небольшую избушку-келью за деревней и жил в ней постоянно отлучаясь в соседние деревни. Переходя из дома в :юм, o^ учил крестьянских детей грамоте, знакомил их со Священным Писани ем, историей, географией. Взрослых он удивлял религиозными беседа ми, рассказами из отечественной истории, о военных походах и сраже ниях, причем вдавался в такие мельчайшие подробности, что эт' нызы вало у слушателей недоумение: откуда он мог знать такие тонкое ; ii.' Фе дор Кузьмич обладал и государственно-правовыми познаниями: >)п знакомил крестьян с их правами и обязанностями, учил уважать влчс ib. Пс рассказам современников, знавших Федора Кузьмича, он обнаг\ жива; прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, i таюк событий конца XVIII - начала XIX столетий, знал всех государст ценны' деятелей и высказывал довольно верные характеристики их. Он гопорил^ митрополите Филарете, Аракчееве, Кутузове, Суворове. Но он никого не упоминал имя убитого императора Павла 1...

    Сибирь повидала много всякого народу. Бродяг, родства не помня ших, тут побывало великое множество. Но этот был особенный. Гго рел кие качества вызывали всеобщее внимание, и популярность Федора Кузь мича была необыкновенной.

    Жил он скромно и неприхотливо. Костюм его состоял из грубой хол шовой рубахи, подпоясанной ремешком, таких же штанов, обыкнове" ных кожаных туфель. Иногда поверх рубахи надевал длинный темпо-си ний суконный халат, зимой носил сибирскую доху. Федор Кузьмич отли чался аккуратностью, одежда его всегда была чистой, в жилище ( поем N выносил никакого беспорядка. У себя он принимал всех приходя ших" нему за советами и редко кому отказывал в приеме. Среди его ноных знз комых были Макарий, епископ Томский и Барнаульский, и Афанасии епископ Иркутский.

    Почему-то все были убеждены, что загадочный старец - "из архиереев". Но однажды в селе Краснореченском произошел случай, давший пищу для толков. Отставной солдат Оленьев, увидев подходившего Федора Кузьмича, спросил у крестьян: "Кто это?" И, бросившись в избу вперед старца с криком: "Это же царь наш, батюшка Александр Павлович!" - отдал ему честь по-военному.

    "Мне не следует воздавать воинские почести. Я бродяга, - сказал старец. - Тебя за это возьмут в острог".

    В 1857 году старец познакомился с состоятельным томским купцом С.Ф. Хромовым, который предложил ему переехать в Томск, где специально для него выстроил в четырех верстах от города келью. 31 октября 1858 года старец распростился с Зерцалами, где прожил более двадцати лет, и отправился в Томск.

    Ставший при жизни легендой, Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года. И хотя многие были убеждены, что это был император Александр 1, достоверно, как считает В. Барятинский, о нем можно утверждать следующее.

    Во-первых, таинственный старец был, безусловно, человек очень образованный, воспитанный, прекрасно осведомленный в вопросах государственных, исторических, особенно что касается эпохи Александра 1, знал иностранные языки, прежде носил военный мундир, бывал при дворе, хорошо знал петербургскую жизнь, нравы, обычаи и привычки высшего общества.

    Во-вторых, он добровольно принял на себя обет молчания относительно собственной личности. Он удалился от мира в целях искупления какого-то тяжкого греха, мучившего его всю жизнь. Не принадлежа к духовному званию, он был очень религиозен.

    Наружность, рост, возраст, глухота на одно ухо, манера держать руки на бедрах или одну за поясом, привычка принимать посторонних стоя и спиной к свету - все указывает на несомненное сходство Федора Кузьмича с Александром 1.

    И напоследок - еще одна маленькая деталь.

    У императора Александра 1 был камер-казак Овчаров, всюду сопровождавший его с 1812 года. Приехал он с императором и в Таганрог. Оттуда Александр отпустил его в короткий отпуск в родную станицу на Дон, и в его отсутствие император "умер". А когда казак вернулся в Таганрог и пожелал проститься с покойным, к гробу Александра его не подпустили. Звали этого казака... Федор Кузьмич!

    На протяжении многих лет историки, подтверждая официальную дату смерти Александра 1, решительно отвергали "досужие домыслы" о тождестве императора и сибирского старца. Другие исследователи допускали Реальность легенды. Впрочем, гораздо важнее не фактическое содержание легенды, а то непреходящее моральное значение, которое имеет этот
   
[главная]   [1]   [2]   [3]   [4]   [5]
Используются технологии uCoz