вернуться в библиотеку
Тайны истории
ПОТОМКИ ВОИНОВ АЛЕКСАНДРА?
"Когда говорят о загадках древней истории, почти всегда вспоминают
"потомков Александра Македонского", не самого царя, разумеется, а тех,
кто участвовал в походе греков в Азию. Кто же они, эти "кандидаты" в
потомки"?
Наиболее известные из них нуристанцы (или калаши, или кафиры), живущие
в отрогах Гиндукуша на северо-западе Афганистана. Изолированные группы
бадахшанцев и ягнобцев в Таджикистане. Что это подтверждает? К
сожалению, немногое. Квинт Курций, биограф Александра, рассказывает
эпизод покорения одним из войск царя среднеазиатской области под
названием Бубацена. Исследователи пытаются сопоставить ее с
современным Бадахшаном. Но, по официальной версии, войско туда не
заходило. В 329 году до н. э. оно прошло по территории современного
Афганистана и со стороны реки Гильменд поднялось на гребень Гиндукуша.
Дойдя до Сырдарьи, армия вернулась тем же путем обратно. Однако и не
заходя в пределы Памира, отдельные ее отряды могли побывать в
Бадахшане. Его жители до сих пор хранят легенду об "Искандере
Зорканае" - "Александре Двурогом". И еще одно, косвенное,
доказательство того, что грекам были знакомы эти места: в
географических работах более позднего времени уже встречаются названия
населенных пунктов данной местности. Значит, кто-то из греков здесь
все же побывал?
Что касается Ягнобе, то единственное достаточно точное описание этого
района - записки исследователя Средней Азии М. Андреева, сделанные в
1927-1928 годах. Ягноб - небольшая замкнутая высокогорная страна в
Западном Таджикистане, расположенная в восточной части самого большого
из притоков Зеравшана реки Фанд. По преданию, Александр проходил по
Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и повернул * ближнее
селение Тагфон, чтобы "принять пищу". Сегодня точных Х^^зательств
того, что царь побывал здесь, нет. Однако известно другое.
Ягнобцы прямые потомки согдийцев, жителей Согдианы, поюренно армией
Александра. "Можно предположить, - пишет в своих м.периа^ М. Андреев,
- что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в). теперешние
места обитания, на которые не было претендентов, и где о^ могли
сохраниться, постепенно тая в числе..." И добавил: "...сохранив щ
загадочный язык, не похожий на язык ни одной из окружающих этнпчес^
групп".
Наконец, о нуристанцах. "Происхождение 60 тысяч нур^станц^ остается
неразгаданным" - так записано практически во всех Х рупны
исследованиях по истории Передней Азии. У многих калашеГ нетльц
волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы Сама)
распространенная версия о происхождении калашей основывае -я нащ
собственных легендах. По одной - они действительно потомк- "оино:1
Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь 'лнсегдг;
Подругой - остатки разведывательного отряда, посланного в Б^ур.вд
взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой.
О калашах писали много. Известный английский исследователь Бркс
указывал, например, на пережитки у них некоторых греческих религиоз
ных церемоний. Другие ученые ссылаются на Бабура, первого правите^ из
династии Великих Моголов, который сообщал, что язычники-калаш]
употребляют в больших количествах крепкие виноградные вина, в то врем
как окружавшие их племена и представления о них не имели...
Теперь мы подходим к главному вопросу, без решения которого бьш бы
бессмысленно вообще говорить о "потомках Александра". Насколько велик
был грекомакедонский, так сказать, генетический вклад в этническую
среду этих районов?
Огромная держава, возникшая в результате завоеваний Александра
простиралась от западного побережья Балканского полуостров., io Индии.
На севере она приближалась к Дунаю и граничила с Черных море" на юге
доходила до Индийского океана, Аравии и Северной /\фрикг Многие
исследователи ссылаются на данные Диодора, упоми^лншег программу,
намеченную в царских инструкциях. Александр пре^; юлага "объединение
многих народов в один, перемещение людей из Азии в Ьврол} и обратно,
чтобы соединены были два великих континента браками^ союзами, и чтобы
жили они в согласии, дружбе и родстве".
Одним из важнейших (и последних) мероприятий царя в его восточно)'
политике было заключение брачных союзов с представителями местных
народов, чтобы "смешением крови соединить победителей и побежим и ных"
Чем это можно объяснить? Влюбленностью Александра в человечество
Желанием побратать Восток с Западом? Источники не дают основании
делать подобные выводы. Просто македонский царь не верил в прочность
своих завоеваний, боялся бунтов и искал средства, чтобы укрепить
непрочную империю. Его восточная политика была лишь средство**
Х
движения мирового господства. Но нас волнуют ее плоды. Армия
Александра, пришедшая в Азию (несколько десятков тысяч человек), была
^иически разнородной. Пехота эллинов в битвах практически не
участвовала, а использовалась в качестве гарнизонов, разбросанных по
д^ц территории Средней Азии. Очень важно и то, что Александр постоянно
получал пополнения из Македонии, Греции, Фракии, которые также
^числялись тысячами.
Что же получилось? Вместо "переноса счастья из Азии в Грецию", к чему
призывал Александр, македоняне и греки осели в завоеванных районах.
Это подтверждено документально. По мнению ряда ученых, часть эллинов
растворилась среди жителей некоторых районов и дала жизнь качественно
новым этническим группам. Возможно ли такое?
Многие этнографы отвечают утвердительно. Условия полной изоляции,
когда лишь 3-4 месяца в году отдаленные селения могли сообщаться с
другим миром, оказались весьма благоприятными для сохранения
физических черт, приобретенных тысячелетия назад. Но поиск только
начинается. Возможно, появятся иные направления исследований, и другие
народности или племена получат основание считаться "потомками воинов
Александра Македонского".
[главная] [1] [2] [3] [4] [5]
Используются технологии
uCoz