вернуться в библиотеку
Тайны истории
ЛЕГЕНДА О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ
Из глубины столетий к нам пришло предание о человеке, который с
помощью сатаны - ангела, низвергнутого в ад из-за гордыни и желания
сравняться в могуществе с Создателем - также решил бросить вызов Богу,
овладев тайнами мира и собственной судьбой. Он не пожалел ради этого
даже своей бессмертной души, обещанной хозяину преисподней в уплату за
этот союз. Это один из "вечных образов" мировой литературы. В эпоху
Возрождения он нашел свое воплощение в лице доктора фауста - героя
немецкой средневековой легенды, ученого, заключившего союз с дьяволом
ради знаний, богатства и мирских наслаждений.
У этого героя были свои прототипы. Как сообщает "Исторический
лексикон", записи в немецких церковных книгах, строки из писем,
заметки путешественников свидетельствуют, что в 1490 году в городе
Книтлингене (княжество Вюртемберг) родился некий Иоганн Фауст.
Имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, числится в списках
Гейдельбергского университета за 1509 год. Иногда он упоминается как
Фауст из Зиммерна, иногда - как выходец из городка Кундлинг, учившийся
магии в Кракове, где в то время ее преподавали открыто. Известно, что
Фауст занимался магическими трюками, знахарством, алхимией, составлял
гороскопы. Понятно, что у добропорядочных граждан это одобрения не
вызывало. Фауста изгоняли из Норнберга и Ингольштадта. Он вел
беспорядочный образ жизни и неожиданно, будто призрак, появлялся то
тут, то там, смущая и возмущая публику. То немногое, что известно о
Фаусте, свидетельствует о большой уязвленной гордыне этого человека.
Он любил именовать себя "философом из философов".
Еще при жизни об этой странной личности стали складываться легенды, в
которых переплелись старинные предания о магах, анекдоты о
бродячих школярах, мотивы раннехристианских житий и средневеков
демонологической литературы. Причем в народной среде к Фаусту от
сились не всерьез, а скорее, с сожалением и насмешкой:
"Выехал Фауст, держась за бока, Из Ауэрбаховского погребка, Сидя
верхом на бочке с вином, И это видели все кругом. Постигнул черную
магию он, И чертом за это был награжден".
Церковь относилась к Фаусту более сурово. В 1507 году аббат Шло:
геймского монастыря Иоганн Тритемий писал придворному астрологу
математику курфюрста Пфальцекого: "Человек, о котором ты мне п^
шешь... имеющий дерзать называть себя главой некромантов - бродягу
пустослов и мошенник. Так, он придумал себе подходящее, на его взгляд,
звание "магистр Георгий Сабелликус Фауст младший, кладезь некроман
тии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и вы
дающийся гидромант". Рассказывали мне еще священники, что он хвас
тался таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труд1
Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то о) по
памяти полностью восстановил бы их и даже в более изящном виде. t
явившись в Вюрцбург он не менее самонадеянно говорил в большом
собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет, что
он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершать все то,
чт( совершил Спаситель". Правда, похвальбы Фауста остались похвальбами
- ничего выдающегося совершить он не сумел.
Говорили, что Фауст пользовался покровительством мятежного имперского
рыцаря Франца фон Зиккенгена и князя-епископа Бамбергекого и что его
всегда сопровождал "пес, под личиной которого скрывало^ дьявол". На
окраине города Виттенбергадо сих пор сохранились развалит" ны замка,
которые называют "домом Фауста". Здесь еще много лет послД смерти
Фауста работали алхимики, среди которых выделялся Кристофор? Вагнер,
называвший себя учеником Фауста. Виттенбергские алхимик" изготавливали
различные магические предметы, в частности - загадочные "черные
зеркала". Здесь же проходили обучение разные отчаянные люди, жаждавшие
приобщиться к магии.
Реальный Фауст умер в 1536 или 1539 году в городе Штауфере (Брайсгау).
А во второй трети XVI века народные рассказы о докторе
Среди множества переложений, переделок и переводов этой книги,
наводнивших Европу, специалисты выделяют книги французского доктора
богословия Виктора Кайе (1598), нюрнбергского врача Николауса Пфитцера
(1674), впервые рассказавшего о любви Фауста к некоей "красивой, но
бедной служанке", и анонимную книгу "Верующий христианин" (1725).
Но самый большой успех ждал драму англичанина Кристофера Марло
"Трагическая история доктора Фауста", впервые изданную в 1604 году.
Сам Марло утверждал, что в основу его драмы легла какая-то старинная
рукопись, найденная им в одном из шотландских замков, но известно, что
Марло был склонен к мистификациям и, кроме того, эту историю к тому
времени уже хорошо знали в Европе. Но подлинно бессмертным имя Фауста
сделал, конечно, Гёте. Под его пером образ Фауста стал символом всей
современной западной цивилизации, под влиянием гностических учений
отказавшейся от Бога и свернувшей на технократический путь развития во
имя овладения тайнами мира, во имя знаний, богатства и мирских
наслаждений. Цена этого поворота известна - отказ от бессмертия. И
конец этого пути также известен:
"Нет Фауста. Его конец ужасный Пускай нас всех заставит убедиться, Как
смелый ум бывает побежден, Когда небес преступит он закон",
[главная] [1] [2] [3] [4] [5]
Используются технологии
uCoz