вернуться в библиотеку
Тайны истории
НЕЗАКОНЧЕННЫЙ "РЕКВИЕМ". БЫЛ ЛИ ОТРАВЛЕН МОЦАРТ?
Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать
концерты для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть
лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой
болезни.
Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены
Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование. В
первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для
матери. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и
вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь,
ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя
лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло,
"полностью, словно лампа никогда не горела", позже написала она. "На
фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка -
за это я могу поручиться". Охваченная ужасным предчувствием, она
бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом
Моцарта.
Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт
провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться. "Ах, дорогая Софи,
как я рад, что ты пришла, - сказал композитор. - Останься сегодня с
нами, чтобы присутствовать' при моей смерти". С Моцартом был его
ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно
завершения его последнего сочинения - заупокойной мессы. Вызвали
священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавщему лбу
больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт
потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0.55. Бывший
вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего
36-летия. 1
Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть гоц
лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и род. ным
он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не м^ нее,
когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезг
окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссе
перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованно в
1828 году: "Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полна
невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют остра
сыпной лихорадкой". Диагноз был подтвержден в официальной книге р<
гистрации умерших Вены.
Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. За несколько недель до смерти
он сказал Констанце, что его травят ядом: "Мне дали "аква-тофану" и
рассчитали точное время моей смерти". "Аква-тофана", медленно
действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулщ
Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состак
Моцарт решил, что "Реквием", заказанный ему таинственным незнакомцем,
предназначен для его собственных похорон. <Х
31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора,
выдвинув предположения относительно ее причины: "Поскольку тея<)
раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили". В записи
без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело ег^ отца
так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не
производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют И
теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как^
всех отравленных.
Но кому понадобилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого
значения слухам об отравлении и никого не подозревала. ^
Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на пять net был
назначен придворным композитором императора Иосифа II в 1774 год^ Ему
было 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальяне1
был ведущим музыкантом австрийской столицы, высоко ценившимся aprf
стократами, и фаворитом требовательных венских поклонников музыки.
Сальери писал много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховея,
Шуберт и Ференц Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника j
гения, с талантом которого ему никогда не удастся сравниться. В муз"
кальных кругах Вены мало кто сомневался, что Сальери завидовал М
царту, а Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворно"
композитору.
Сальери дожил до того дня, когда в 1824 году вся Вена праздновав
пятидесятую годовщину его назначения придворным композитором. О
нако за год до этого он сделал поразительное заявление. В октябре
1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил
престарелого Сальери в одной из пригородных клиник.
Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был
занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью в том, что "в этом
абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в
отравлении Моцарта". Это гнусная клевета, заявил он потрясенному
Москелесу, "передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет,
сказал вам это". Через месяц Сальери попытался покончить жизнь
самоубийством. Посещавшие его люди сообщали, что у него галлюцинации,
связанные с виной в смерти Моцарта, и он хочет признаться в своем
грехе. Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.
Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани постарался спасти честь
своего соотечественника. Он нашел врача, к которому обращались во
время последней болезни Моцарта, и узнал от него диагноз: суставный
ревматизм. Если Моцарт был отравлен, где доказательство? - задавал
вопрос Карпани. "Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти
их невозможно".
Х После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у
Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный
композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал
Моцарта, "но поистине отравил ему жизнь интригами". Сам Сальери якобы
сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других
композиторов это к лучшему: проживи он подольше, "ни одна живая душа
не дала бы и корки хлеба за нашу работу".
Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель,
брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная
молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у
Моцарта фортепьянные уроки. Через несколько дней после смерти Моцарта
Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой,
искалечив и изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с
собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом
которого, по слухам, был Моцарт.
Старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат Давал
уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен. А
Щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Мопарта
отказался играть в присутствии Магдалены, потому что "между нею ч
Моцартом существовала слишком тесная близость". Однако наблюдения
современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он
был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств ^о
внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила
личное участие к трагедии Магдалены, что она вряд ли сделала бы есд бы
в историях об отцовстве младенца содержалась хоть капля правды
Вскоре после смерти Моцарта появился и еще один слух: компози тор
заслужил кару за то, что раскрыл секреты франкмасонов в опере " BOJ
шебная флейта". Премьера аллегорической оперы состоялась ч Вен 30
сентября 1791 года. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела "гром ный
успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников бы Антонио
Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спек такль и заявил
- о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, - что o^ никогда не видел
"более прекрасной постановки".
Несмотря на то что "Волшебная флейта" могла поразить некоторьс членов
масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн-Эмануэл: Шиканедер
использовали оперу для распространения идей тайного обще ства о
мужестве, любви и братстве среди широкой публики. Эта тема трак
товалась с симпатией, уважением и толикой доброго юмора.
Венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и зака зали
Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней межд) премьерой
"Волшебной флейты" и своей смертельной болезнью. Черр несколько дней
после смерти Моцарта великий магистр его ложи возд" ему должное как
"наиболее любимому и достойному" из ее членов и назвал кончину
композитора "невосполнимой потерей". В 1792 году венск^ франкмасоны
организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарр и его сыновей.
Поскольку Констанца в момент смерти мужа испытывала денежньк
затруднения, она выбрала наиболее дешевые похороны, стоимость которых
можно оценить в 30 долларов. 7 декабря 1791 года в 14.30 тело перевез
ли в собор Святого Стефана, где несколько провожавших - включая как
полагают, Сальери - выслушали в боковом приделе благословен^
священника. Считается, что дождь со снегом помешал присутствующи"'
проводить катафалк на кладбище Святого Марка, находившееся примерно в
часе ходьбы от собора. Вот почему никто не отметил места, где тел"
было захоронено в общей могиле. В действительности один из
современников записал в дневнике, что 7 декабря было теплым, хотя и
туманный днем.
Позднее, ссылаясь на то, что церковь должна была поставить на могил'
ее мужа крест или плиту, Констанца не стала ставить памятник Моцарт?
Только в 1859 году на кладбище Святого Марка был воздвигнут мраморный
монумент, о точности местоположения которого можно было толь' ко
догадываться.
Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны
Моцарта служили объектом острых споров и спекуляций в
ние двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал
поставленный современниками Моцарта диагноз "острой сыпной лихорадки"
любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных
врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что у него был
суставный ревматизм, острое неинфекционное заболевание,
сопровождающееся болезненным воспалением суставов. В 1984 году другой
врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории
болезни Моцарта и его последнего недуга.
В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать
концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией
верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться
через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами
тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или
гепатитом А. В 1784 году, через три года после приезда в Вену,
композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую
рвоту и острый суставный ревматизм.
Доктор Девис закончил анализ болезней Моцарта выводом о том, что
причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной
в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной
аллергической чувствительностью, известной как синдром
Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной
бронхопневмонии. Доктор Девис отметил, что признаки почечной
недостаточности включают в себя депрессию, изменение личности и
бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том,
что его отравили и что незаконченный "Реквием" предназначен для его
похорон.
[главная] [1] [2] [3] [4] [5]
Используются технологии
uCoz