вернуться в библиотеку

   Тайны истории


ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА "ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ"

    19 марта 1907 года русский Морской генеральный штаб (МГШ) представил на рассмотрение царя документ, озаглавленный "Стратегические основания для плана войны на море". В соответствии с этим планом в будущей войне перед Черноморским флотом ставилась задача захвата Босфора и выход в Средиземное море. Для этих целей к 1920 году предполагалось построить восемь новых линейных кораблей.

    Эта программа долго обсуждалась в Петербурге, пока весной 1910 года не стало известно, что Турция заказала в Англии три новых линкора. Это грозило радикальным образом изменить соотношение сил на Черном море. В сентябре 1910 года Совет министров утвердил программу "Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота", и в конце 1911 года на верфях Николаева были заложены однотипные линейные корабли "Екатерина II", "Императрица Мария" и "Император Александр III".

    Новые корабли вошли в состав флота только в 1915 году, когда уже вовсю полыхала война. Первым вступил в строй "Александр III", за ним, в июне 1915 года - "Императрица Мария". К этому времени расстановка сил на Черноморском театре военных действий уже не напоминала предвоенную, когда русский МГШ мечтал о выходе в Средиземное море.

    Главные силы турецкого флота состояли из четырех броненосцев (один из которых был значительно устаревшим, а один - береговой обоРОНЫ) и двух бронепалубных крейсеров. Правда, один из этих крейсеров, "Меджидие", в марте 1915 года подорвался на мине около Одессы и был Схвачен русскими моряками. Но в самом начале войны в Черное море "Рорвались германские линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер лау". Это коренным образом изменило стратегическую обстановку ца Черном море. Планы русского командования о наступательной операции на Босфор были отложены на неопределенный срок. "

    Вступление в строй трех новых линкоров было воспринято на Черноморском флоте с воодушевлением: русские снова получили значительный перевес над противником! Немедленно возобновилась подготовю десантной операции на Босфоре. А пока черноморская эскадра резко активизировала свои действия. На "Императрице Марии" поднял свой флаг командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак...

    ...7 (20) октября 1916 года на "Императрице Марии", стоявши ) Северной бухте Севастополя, около 6 часов утра в крюйт-камере нос Х вой башни главного калибра произошел необычайной силы взрыв. С Х лой взрыва были смещены с места носовая башня и боевая рубка, вер . нюю палубу, как ножом, вскрыло от форштевня до второй башни. Вел i за первым взрывом в течение получаса последовало еще до 25 взрыв i различной силы, в нескольких местах начались пожары. Несмотря самоотверженную борьбу экипажа за спасение корабля, около 7 час линкор стал крениться на правый борт. Приблизительно в 7.02-7.05 yi с правого борта раздался последний большой взрыв. Линкор при бол1- шом дифференте на нос начал быстро терять остойчивость, и спустя несколько минут, на виду у всего Севастополя, перевернулся вверх килем и затонул, унеся с собой жизни ста тридцати офицеров и матросе" От взрывов и пожаров на корабле погибло еще 86, ранено и обожж< было 232 человека.

    Для расследования происшествия Высочайшим указом была созд; следственная комиссия под руководством адмирала Н.М. Яковлева, в ] торую вошел известный ученый-кораблестроитель А. Н. Крылов. Ком: сия остановилась на трех версиях причин катастрофы: самовозгорая пороха, небрежность в обращении с огнем или порохом и диверсия.

    Самовозгорание пороха было маловероятным: этому подвержеД основном старый порох, а порох, хранившийся на "Императрице Map] ~ был свежей выделки 1914 и 1915 годов. Налинкоре соблюдались все м( исключающие возможность даже случайного соприкосновения с отк тым порохом. Температура в погребах, сообщающихся с крюйт-кам' ми, даже во время морского боя не превышала 36 градусов Цельс1 вредно повлиять на порох не могла.

    Было установлено также, что небрежность в обращении с огне; неосмотрительность в обращении с порохом были маловероятны. 0(; церы корабля осуществляли контроль за этим в любой обстановке, команды всегда отмечались опыт и профессиональная осторожное обращении с зарядами. В крюйт-камерах работала мощная вентиляци в них ни разу не было отмечено скопления смеси паров эфира и спи' способных воспламениться от пламени свечи или зажигалки.

    Крюйт-камеры круглосуточно освещались, и дневальные и комендоры не могли допустить даже малейшей небрежности, а тем более появления кого-нибудь из посторонних "с огнем или ради любопытства". Впрочем, эти показания смог дать только единственный уцелевший из всей прислуги носовой башни комендор, с которым А.Н. Крылов беседовал в госпитале. Между тем Крылов установил, что на линкоре имелись существенные отступления от требований устава в части доступа в крюйт-камеру посторонних лиц. В частности, на корабле имелось два комплекта ключей от крюйт-камеры. Если первый комплект хранился под охраной и его наличие проверялось при каждой смене наряда, то второй комплект находился у старшего офицера и о нем даже не имелось приказа по кораблю. Его могли брать "для надобностей" дежурный по погребам артиллерийский унтер-офицер и даже дневальный по погребам, у которых эти ключи могли оставаться до вечера или до окончания работ.

    Первый же вопрос следственной комиссии о незаконном существовании дубликата ключей от крюйт-камеры заставил командира и старшего офицера корабля сильно заволноваться. Но при дальнейшем расследовании оказалось, что в крюйт-камеру вообще можно было попасть без всяких ключей: из башни главного калибра через люк снарядных погребов, по узкому темному проходу...

    Такая же конструктивная особенность имелась на двух других однотипных кораблях - "Екатерине" и "Александре III". Но там командование помнило о ней и люки погребов были надежно заперты. А на "Императрице Марии" о существовании незапертого лаза в крюйт-камеру знали даже старослужащие матросы и унтер-офицеры. Этот прискорбный факт, несомненно, служил доказательством разгильдяйства командира и старшего офицера линкора.

    Так что показания обожженного комендора носовой башни и заверения офицеров корабля о том, что посторонний якобы не мог попасть в крюйт-камеру, были весьма далеки от истины. А кто мог быть этим посторонним?

    Следствие установило, что в последнее время на корабле работали инженеры и мастеровые с Севастопольского морзавода и с Путиловского завода, разделенные на небольшие партии. Ежедневно на линкор прибывала группа рабочих количеством до 150 человек. Часть работ производилась по артиллерийской части, причем именно в снарядном погребе первой башни. В частности, четверо рабочих-путиловцев устанавливали там лебедки.

    Их тщательно допросили. Было установлено, что рабочие являлись на корабль около 7 часов утра и обычно заканчивали работу в 4 часа пополудни. Но бывало, что они работали до 9 часов вечера и иногда даже оставались работать ночью. Проверка мастеровых, прибывавших на коРэбль и съезжавших с него, была организована из рук вон плохо. Не водился даже их поименный контроль, не делалась перекличка, а фиксировалось только общее количество людей каждой партии. Поэтому установить, не прибыл ли на корабль посторонний под видом мастеровог" было невозможно.

    Между тем некоторые свидетели показали, что в ночь перед взрывов видели на борту корабля двух молчаливых мастеровых, державшихся особняком. Что это были за рабочие, на каких работах они были заняты - все это осталось невыясненным. Старшие рабочих команд клялись, чтс вечером все мастеровые сошли на берег... Итак -диверсия?

    "В борьбе с русскими мы сможем себе позволить действия, на которые не дерзнули бы с равноценным противником". Эти слова, содержащиеся в рапорте Генерального штаба Германии за 1913 год, определяли для германского военно-политического руководства будущие методы ведения войны с "восточными дикарями".

    Незадолго до начала Великой Отечественной войны Военно-морской музей в Ленинграде посетила группа высокопоставленных немецких военных. В качестве "сувенира" они преподнесли музею... фотографии гибнущего линкора "Императрица Мария", сделанные с берега! Неизвестный германский диверсант, зная о времени взрыва, на рассвете 7(20) октября аккуратно зафиксировал как момент взрыва на корабле, так и все последующие сцены трагедии. К тому времени советская литература уже самодовольно объявила гибель "Императрицы Марии" результатом "бездарности царских адмиралов"... Интересно, результатом чьей бездарности стала гибель в 1955 году при абсолютно идентичных обстоятельствах и в той же Севастопольской бухте линкора Советского Военно-морского флота "Новороссийск"?
   
[главная]   [1]   [2]   [3]   [4]   [5]
Используются технологии uCoz