вернуться в библиотеку
Тайны истории
ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА "ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ"
19 марта 1907 года русский Морской генеральный штаб (МГШ) представил
на рассмотрение царя документ, озаглавленный "Стратегические основания
для плана войны на море". В соответствии с этим планом в будущей войне
перед Черноморским флотом ставилась задача захвата Босфора и выход в
Средиземное море. Для этих целей к 1920 году предполагалось построить
восемь новых линейных кораблей.
Эта программа долго обсуждалась в Петербурге, пока весной 1910 года не
стало известно, что Турция заказала в Англии три новых линкора. Это
грозило радикальным образом изменить соотношение сил на Черном море. В
сентябре 1910 года Совет министров утвердил программу "Об ассигновании
средств на усиление Черноморского флота", и в конце 1911 года на
верфях Николаева были заложены однотипные линейные корабли "Екатерина
II", "Императрица Мария" и "Император Александр III".
Новые корабли вошли в состав флота только в 1915 году, когда уже вовсю
полыхала война. Первым вступил в строй "Александр III", за ним, в июне
1915 года - "Императрица Мария". К этому времени расстановка сил на
Черноморском театре военных действий уже не напоминала предвоенную,
когда русский МГШ мечтал о выходе в Средиземное море.
Главные силы турецкого флота состояли из четырех броненосцев (один из
которых был значительно устаревшим, а один - береговой обоРОНЫ) и двух
бронепалубных крейсеров. Правда, один из этих крейсеров, "Меджидие", в
марте 1915 года подорвался на мине около Одессы и был Схвачен русскими
моряками. Но в самом начале войны в Черное море "Рорвались германские
линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер
лау". Это коренным образом изменило стратегическую обстановку ца
Черном море. Планы русского командования о наступательной операции на
Босфор были отложены на неопределенный срок. "
Вступление в строй трех новых линкоров было воспринято на Черноморском
флоте с воодушевлением: русские снова получили значительный перевес
над противником! Немедленно возобновилась подготовю десантной операции
на Босфоре. А пока черноморская эскадра резко активизировала свои
действия. На "Императрице Марии" поднял свой флаг командующий
Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак...
...7 (20) октября 1916 года на "Императрице Марии", стоявши )
Северной бухте Севастополя, около 6 часов утра в крюйт-камере нос Х
вой башни главного калибра произошел необычайной силы взрыв. С Х лой
взрыва были смещены с места носовая башня и боевая рубка, вер . нюю
палубу, как ножом, вскрыло от форштевня до второй башни. Вел i за
первым взрывом в течение получаса последовало еще до 25 взрыв i
различной силы, в нескольких местах начались пожары. Несмотря
самоотверженную борьбу экипажа за спасение корабля, около 7 час линкор
стал крениться на правый борт. Приблизительно в 7.02-7.05 yi с правого
борта раздался последний большой взрыв. Линкор при бол1- шом
дифференте на нос начал быстро терять остойчивость, и спустя несколько
минут, на виду у всего Севастополя, перевернулся вверх килем и
затонул, унеся с собой жизни ста тридцати офицеров и матросе" От
взрывов и пожаров на корабле погибло еще 86, ранено и обожж< было 232
человека.
Для расследования происшествия Высочайшим указом была созд;
следственная комиссия под руководством адмирала Н.М. Яковлева, в ]
торую вошел известный ученый-кораблестроитель А. Н. Крылов. Ком: сия
остановилась на трех версиях причин катастрофы: самовозгорая пороха,
небрежность в обращении с огнем или порохом и диверсия.
Самовозгорание пороха было маловероятным: этому подвержеД основном
старый порох, а порох, хранившийся на "Императрице Map] ~ был свежей
выделки 1914 и 1915 годов. Налинкоре соблюдались все м( исключающие
возможность даже случайного соприкосновения с отк тым порохом.
Температура в погребах, сообщающихся с крюйт-кам' ми, даже во время
морского боя не превышала 36 градусов Цельс1 вредно повлиять на порох
не могла.
Было установлено также, что небрежность в обращении с огне;
неосмотрительность в обращении с порохом были маловероятны. 0(; церы
корабля осуществляли контроль за этим в любой обстановке, команды
всегда отмечались опыт и профессиональная осторожное обращении с
зарядами. В крюйт-камерах работала мощная вентиляци в них ни разу не
было отмечено скопления смеси паров эфира и спи' способных
воспламениться от пламени свечи или зажигалки.
Крюйт-камеры круглосуточно освещались, и дневальные и комендоры не
могли допустить даже малейшей небрежности, а тем более появления
кого-нибудь из посторонних "с огнем или ради любопытства". Впрочем,
эти показания смог дать только единственный уцелевший из всей прислуги
носовой башни комендор, с которым А.Н. Крылов беседовал в госпитале.
Между тем Крылов установил, что на линкоре имелись существенные
отступления от требований устава в части доступа в крюйт-камеру
посторонних лиц. В частности, на корабле имелось два комплекта ключей
от крюйт-камеры. Если первый комплект хранился под охраной и его
наличие проверялось при каждой смене наряда, то второй комплект
находился у старшего офицера и о нем даже не имелось приказа по
кораблю. Его могли брать "для надобностей" дежурный по погребам
артиллерийский унтер-офицер и даже дневальный по погребам, у которых
эти ключи могли оставаться до вечера или до окончания работ.
Первый же вопрос следственной комиссии о незаконном существовании
дубликата ключей от крюйт-камеры заставил командира и старшего офицера
корабля сильно заволноваться. Но при дальнейшем расследовании
оказалось, что в крюйт-камеру вообще можно было попасть без всяких
ключей: из башни главного калибра через люк снарядных погребов, по
узкому темному проходу...
Такая же конструктивная особенность имелась на двух других однотипных
кораблях - "Екатерине" и "Александре III". Но там командование помнило
о ней и люки погребов были надежно заперты. А на "Императрице Марии" о
существовании незапертого лаза в крюйт-камеру знали даже старослужащие
матросы и унтер-офицеры. Этот прискорбный факт, несомненно, служил
доказательством разгильдяйства командира и старшего офицера линкора.
Так что показания обожженного комендора носовой башни и заверения
офицеров корабля о том, что посторонний якобы не мог попасть в
крюйт-камеру, были весьма далеки от истины. А кто мог быть этим
посторонним?
Следствие установило, что в последнее время на корабле работали
инженеры и мастеровые с Севастопольского морзавода и с Путиловского
завода, разделенные на небольшие партии. Ежедневно на линкор прибывала
группа рабочих количеством до 150 человек. Часть работ производилась
по артиллерийской части, причем именно в снарядном погребе первой
башни. В частности, четверо рабочих-путиловцев устанавливали там
лебедки.
Их тщательно допросили. Было установлено, что рабочие являлись на
корабль около 7 часов утра и обычно заканчивали работу в 4 часа
пополудни. Но бывало, что они работали до 9 часов вечера и иногда даже
оставались работать ночью. Проверка мастеровых, прибывавших на коРэбль
и съезжавших с него, была организована из рук вон плохо. Не
водился даже их поименный контроль, не делалась перекличка, а
фиксировалось только общее количество людей каждой партии. Поэтому
установить, не прибыл ли на корабль посторонний под видом мастеровог"
было невозможно.
Между тем некоторые свидетели показали, что в ночь перед взрывов
видели на борту корабля двух молчаливых мастеровых, державшихся
особняком. Что это были за рабочие, на каких работах они были заняты -
все это осталось невыясненным. Старшие рабочих команд клялись, чтс
вечером все мастеровые сошли на берег... Итак -диверсия?
"В борьбе с русскими мы сможем себе позволить действия, на которые не
дерзнули бы с равноценным противником". Эти слова, содержащиеся в
рапорте Генерального штаба Германии за 1913 год, определяли для
германского военно-политического руководства будущие методы ведения
войны с "восточными дикарями".
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Военно-морской музей в
Ленинграде посетила группа высокопоставленных немецких военных. В
качестве "сувенира" они преподнесли музею... фотографии гибнущего
линкора "Императрица Мария", сделанные с берега! Неизвестный
германский диверсант, зная о времени взрыва, на рассвете 7(20) октября
аккуратно зафиксировал как момент взрыва на корабле, так и все
последующие сцены трагедии. К тому времени советская литература уже
самодовольно объявила гибель "Императрицы Марии" результатом
"бездарности царских адмиралов"... Интересно, результатом чьей
бездарности стала гибель в 1955 году при абсолютно идентичных
обстоятельствах и в той же Севастопольской бухте линкора Советского
Военно-морского флота "Новороссийск"?
[главная] [1] [2] [3] [4] [5]
Используются технологии
uCoz